Манифест и практика


Л.В. Рыбакова

Издание «Синергетическая фольклористика»- итог долгой работы с песнями. Круг интересов определился давно и не менялся: систематизация, вариативность. Основные направления поиска такие: выявить части текстов, с одной стороны, значимые для организации отдельных текстов, и, с другой стороны, позволяющие достоверно, опираясь не на отдельные любимые примеры, а на всю массу текстов, очертить группы, общности текстов.
Было с большим доверием перепробовано все, что предлагалось наукой: жанры и их «дробления на небольшие группы», региональные отличия, специфика художественных средств и композиционных частей, особенности сюжетосложения (попытки выявить и упорядочить сюжетные ситуации), характеристики сформированных обществом мифологических, этнографических связей, архаических представлений – и пр., и пр. Но всегда какие-то вполне наблюдаемые характеристики материала заставляли двигаться дальше. Пока не пришло понимание.

Фольклор, конечно, народное творчество. Но народ начинается с отдельного «обшитого кожей» человека. То, что скрыто «под кожей» не видно глазу, во многом не познано, должно изучаться разными науками. В том числе и фольклористикой. Фольклор - вся его огромная, разноликая, всегда обновляющаяся плоть - вырастает из человека. Притом, не только мыслящего, тем более философствующего. Из человека как сложного биологического организма. У фольклористики есть ее собственные, не присущие другим гуманитарным и естественным наукам, инструменты познания человека.
Фольклористике при решении самых разных ее задач непродуктивно игнорировать общий порядок вещей: от невидимого (а потому не означаемого обыденной речью) малого, как бы простого, неотменяемого последующим развитием по уровням – к очевидному, системно-сложному (не просто комплексному). Стихийно, естественно образовавшееся Большое (фольклор в том числе) строится так, по этому вектору.

В данном разделе сайта публикуются некоторые работы о русских песнях (от поздних к ранним). Работы публикуются в продолжение, развитие, дополнение к «Синергетической фольклористике». Есть также старые работы. Публикация означает, что в них есть содержание, которое не кажется устаревшим, может быть полезным. В то же время каждая работа – это часть все того же пути. Следует учитывать, что с годами менялось понимание, терминология.

1. Например, в диссертации по-иному, чем в «Синергетической фольклористике», определяются границы тематической группы. Взяты только необрядовые песни. Это важно с этнографической точки зрения, соответствует принятым стандартам классификации. Но, как оказалось, обрядовые тексты устроены аналогично необрядовым. Позднее обрядовые тексты легко и просто были включены в тематическую группу.

2. В диссертации же предполагалось существование других тематических групп, например, группы «девушка и батюшка» (эмпирический, социологический подход к материалу: что вижу, о том пою). Далеко не сразу девушка была заменена на дочь.

3. Казалось необходимым много говорить о действиях. Понятно. Авторитет «Морфологии сказки» строил содержание своих собственных рассуждений. Расставаться с такой властью очень трудно. И так далее.

Скачать текстpdf
Распечатать