Опубликование диссертации в интернете имеет две главные задачи. Во-первых, содержание диссертации мало отражено в бумажных публикациях. В то же время тема мифологических и этнографических связей фольклора продолжает оставаться значимой для многих фольклористов. Возможно, эта сторона содержания диссертации заинтересует фольклористов. Во-вторых, диссертация – это лишь часть работы, которая продолжается по сей день.

В «Приложении» к диссертации (оно не опубликовано в интернете) описан 561 текст. Сейчас описано около 10 тысяч текстов, необрядовых и обрядовых. В диссертации исследована одна тематическая группа. В нынешнем собрании текстов тематических групп – шесть. Прошедшие годы дают возможность автору посмотреть на диссертацию «со стороны».

Самое главное во взгляде «со стороны» на свою собственную работу. В диссертации исследованы нижние уровни общности текстов (т.е. ближайшие к отдельному тексту), важнейшим считается уровень произведения. Такой подход, полагаю, не устарел. Напротив, он стал более актуальным и важным – и именно по тем причинам, которые указаны во введении диссертации. При написании диссертации было важно показать содержание необрядовых песен как многослойное; наличие мифопоэтического, этнографического, логического пластов содержания.

Со временем оказалось, что этого недостаточно для понимания устройства песенных текстов, для систематизации текстов. В песнях (фольклоре вообще) далеко не все можно объяснить архаикой и наличием абстрактных смыслов. Корни многого из того, что наблюдается в фольклорных текстах, коренятся в психофизиологии человека. Такова моя нынешняя позиция.

Назад