Игры


Этот раздел продолжает собрание детского фольклора учащихся пятых классов школы N11. В ней представлены игры детей - 53 игры. Это малая часть игр, известных детям. Как оказалось, игровая культура детей очень велика. Игр, в которые играют пятиклассники, более 150. Насколько больше - осталось неясно, т.к. на этой цифре просто был прекращен подсчет. Притом не учитывались, так сказать, взрослые, официальные игры: футбол, баскетбол, карты, пионербол и проч.. Не учитывались также игры, покупаемые родителями: “Менеджер”, компьютерные игры и проч.. Речь идет об играх, бытование которых поддерживается только самим детским коллективом.

Как можно понять по оглавлению, одно название могут иметь разные игры, одна игра - разные названия. Кроме того, одни и те же игры нередко имеют содержательные отличия, принятые в том или ином кругу детей (дворе, классе). При встрече “кругов” иногда дети спорят, кто играет “правильно”, но обычно быстро договариваются.

Игры поделены на две группы: игры с мячом и игры без предметов. Имеется в виду - без специальных игровых предметов. Кроме мяча к таким специальным предметам следовало бы отнести еще прыгалки, резиночки, может быть, ножичек. Игр с такими предметами в детской игровой культуре много. Но здесь их нет.

Без игр жизнь детей была бы существенно беднее. Игры их развлекают, заполняют досуг. Этот “детский университет” воспитывает тело (см., например, “Чеканка”), интеллект (см., например, “Пойми меня”), учит общению, социализирует детей.

В составлении перечней и описаний игр в той или иной форме участвовали почти все учащиеся трех пятых классов. Эти ребята на год младше тех, чьи тексты составили раздел "Тексты". Вот имена некоторых знатоков: Бардина Наташа, Веткина Алина, Голяева Катя, Кузина Аня, Лямзина Надя, Новикова Олеся, Плохова Лена, Поспелов Володя, Северина Алина, Фадеев Саша, Филатова Женя, Юскина Галя. Но похвалы заслужили и многие другие ребята. \

С чего начинается игра?

Начиная игру, дети прежде всего решают две проблемы: как разделиться на команды и как выбрать воду (ведущего). Иногда то и другое происходит по желанию. Но бывает, что желающих водить или, как еще говорят, маяться нет.
Нежелание выражается жестом: руки, скрещенные на груди. При этом говорят: “На горе стоит свинья, - Чур не я!”

Если желающих нет (чаще), проблемы решаются древнейшим в человеческой культуре способом - жребием. Есть специальные игровые инструменты узнавания, на кого выпадает жребий: тексты-считалки и жесты. С их помощью в настоящее время ребята чаще всего “скидываются”. Происходит это так. Игроки встают кружком. Одну из рук сжимают в кулак, вытягивают вперед и покачивают кулаком в такт считалке:

Кама - но, нага - но, чи - чи - фо (или фа, или цу - е - фа)!

На последнем слоге кистью руки изображают: кулак - камень; раскрытая рука ладонью вниз - бумага; вытянутые и разведенные два пальца - ножницы. Показываемые предметы по-разному соотносятся друг с другом: камень тупит (т.е. сильнее) ножницы, ножницы режут (сильнее) бумагу, бумага обертывает камень. Показавший более сильный предмет отходит в сторону. Считалка для скидывания может быть длиннее:

Камень, ножницы, бумага,
Карандаш, огонь, вода,
И бутылка лимонада,
Чи - чи - фа!

Тогда и жестов больше (см. рисунок).


Рис. Яна Кочедыкова

Скидыванием в несколько этапов, но очень быстро выявляют слабейшего. Он и становится водой.

Кроме скидывания ребята используют также и более традиционные тексты и жесты. При каждом слове считалки показывают на одного из игроков, говоря, например (эти тексты сообщила Северина Алина):

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали: “Куку - мак,
Убирай один кулак!”

Или так:
Шел крокодил, трубку курил,
Трубка упала и написала:
“Шишел - мышел, котик вышел”.

Иногда не показывают на игроков, а ставят кулак на кулак, говоря при этом (текст сообщил Поспелов Володя):

Тай - тай, налетай
В интересную игру,
А в какую - не скажу.
Часы бьют, бьют,
Остается пять минут.
Пять минут кончается,
Игра начинается!

На выпавший жребий указывает последнее слово. Детям известно также много других считалок. Скидывание предпочитают потому, что так быстрее. После того, как распределены роли, начинается игра.

Оглавление

School-book2-title